Европейские монеты / Монеты Италии

Евро-монеты Италии

Центы Италии Центы Италии
На монете достоинством в 1 цент изображен замок Дель Монте (Горный замок), сохранившийся до наших дней с XIII в. Замок расположен на юго-востоке Италии вблизи от по­бережья Адриатического моря в Апулии на склонах гор у города Ан- дрия. Известно, что в этих местах еще в XI в. норманны построили не­большое укрепленное поселение. Позже эти края стали любимым ме­стом охоты внука Фридриха Барба­россы — Фридриха II Штауфена, короля Сицилии с 1197 г., германского короля с 1212 г. и императора Священной Римской империи с 1220 г. В 1240 г. он построил здесь массив­ный готический замок Дель Монте, который и сейчас называют «сплавом поэзии и математики в камне».

2 итальянских цента
На монете достоинством 2 цента изображена башня Моле Антонеллиана — достопримечательность и символ Турина, крупного города на севе­ро-западе Италии. Она была спроек­тирована архитектором Алессандро Антонелли как синагога и начала строиться в 1863 г., когда Турин был столицей Итальянского королевства. Однако после завершения строительства башня использовалась как гражданское сооружение.

5 итальянских центов
На монете достоинством 5 центов изображен Колизей - один из грандиознейших памятников древнеримской архитектуры, гигантский амфитеатр, построенный в Риме императорами династии Флавиев и первоначально названный Амфитеатром Флавиев.
Строительство Колизея началось где-то между 70 и 75 годами в правление им­ператора Веспасиана, и официально он был открыт императором Титом в 80 г. торжественными праздне­ствами, которые продолжались 100 дней. Позже, в 82 г., император Домициан завершил работу, добавив самый верхний ярус.

Колизей
Арена Колизея позволяла устраивать рукопашные бои с участием сотен гладиато­ров, схватки между людьми и дикими животными и даже показательные морские сражения.
Название Колизей произошло от латинского colosseus - громадный, колоссальный.
В X—XII вв. Колизей служил крепостью. До настоя­щего времени он сохранился частично: его разрушали молния и землетрясения, им пользовались как камено­ломней — вся облицовка мест для зрителей из мрамора, порфира, гранита была снята, от внешней стены, сложенной из громадных тесаных каменных глыб, ос­талась одна треть. И все равно грандиозность Колизея производила сильнейшее впечатление на паломников, приходивших в Рим со всех концов Европы. Сложилась даже легенда, что Рим будет существовать до тех пор, пока стоит Колизей.

10 итальянских центов
На монете достоинством 10 центов изображена голова Венеры со знамени­той картины итальянского живописца XV — начала XVI вв. Сандро Боттичел­ли «Рождение Венеры».

Рождение Венеры
Сандро Боттичелли (1445—1510), со­временник Леонардо да Винчи и моло­дого Микеланджело, занимает особое 10 центов место в искусстве итальянского Воз­рождения. Многие его картины, в том числе и «Рождение Венеры», вдохновлены изысканной поэзиеи того вре­мени. Эта картина — одно из четы­рех полотен, написанных Боттичел­ли около 1485 г. для виллы Лоренцо Медичи в Кастелло, которые иллюс­трируют различные аспекты любви. «Рождение Венеры» — это рождение любви. Картина является одним из самых эстетически прекрасных изоб­ражений обнаженного женского тела в искусстве Возрождения, хотя в ней еще чувствуются средневековые «требования приличия». В образе своей Венеры Боттичелли пытался слить черты телесной и духовной красоты. Но есть в ней и абсолютная, бесспорная красота, именно поэтому картина до сих пор не утратила своего значения.

20 итальянских центов
На монете достоинством 20 центов изображена скульптура Умберто Боччони «Символ» из Галереи совре­менного искусства в Милане. Умбер­то Боччоне (1882—1916), итальян­ский художник, скульптор и веду­щий теоретик футуризма.
Футуризм (от латинского futurum - будущее) направление в евро­пейском искусстве 10—20-х гг. XX в. Стремясь создать искусство будущего, культивировали эстетику машинной индустрии и большого города, переплетение реальности и фантастики.

В 1910 г. Боччони опубликовал «Технический манифест художников-футуристов», прославляющий динамизм современной технологиии, призывающий отражать ее символы - силу, энергию, скорость. В своем «Манифесте футуристической скульптуры», отдельные положения которого предвосхищали развитие современной скульптуры, Боччони nponav гандировал использование в скульптуре нетрадиционных материалов, таких как стекло, дерево, цемент, ткань, электрические лампы. Он так­же считал, что объекты реальной жизни должны служить скульптору только отправной точкой для творче­ства, конечный продукт которого может вообще не иметь сходства с первоначальным оригиналом.
Свои теории Боччони старался осу­ществить в таких работах, как «Развитие бутылки в пространстве», «Голова + Дом + Свет», «Символ». Его самая известная работа «Уникаль­ные формы непрерывности в пространстве» — один из шедевров скульптуры раннего модерна.

50 итальянских центов
На монете достоинством 50 центов изображена величественная конная статуя императора Марка Аврелия, установленная на площади Пьяцца дель Кампидолья в Риме в 173 г. Ее высота — 5,3 м.

Марк Аврелий
Римский император Марк Аврелий Антоний Август (121—180) родился в Риме, где его отец зани­мал высокую должность претора. Марк Аврелий получил прекрас­ное образование, он был любимцем императора Адриана и по его жела­нию усыновлен будущим импе­ратором Антонином Пием. После смерти последнего его в 161 г. изби­рают императором.
Марк Аврелий предпринял ряд ме­роприятий по восстановлению упад­ка в сельском хозяйстве. Для обеспечения границ он вынужден был вес­ти войны на востоке с парфянами, на севере — с маркоманами, квадами и сарматами и проводил в походах больше времени, чем любой другой из его предшественников. Он и умер во время похода в Виндобоне на Дунае (современная Вена). Марк Аврелий был философом стоической шко­лы, он говорил о единстве и мудром устройстве космоса, о человеке как о естественном составном элементе ми­рового процесса. Свои философские размышления он изложил в форме дневника под заглавием «Наедине с собой».

500 шиллингов Австрии 1 евро Италии
На монете достоинством 1 евро воспроизведен известный рисунок Леонардо да Винчи «Человек», нахо­дящийся в галерее Академии в Венеции, иллюстрирующий идеальные пропорции человеческого тела.

Леонардо да Винчи (1452—1519), итальянский ученый и инженер, живописец, скульптор и архитектор, яв­ляется одним из величайших деяте­лей культуры эпохи Возрождения.

Леонардо Да Винчи Леонардо Да Винчи

Незаконнорожденный сын флорентийского нотариуса и землевладельца, Леонардо вырос в доме отца и получил обычное образование того времени: его научили читать, писать и считать. Все свои знания он приобрел позже самостоятельно. В15 лет отец отдал его в ученики художнику и скульптору Веррокьо. В 20 лет он был принят в гильдию художников. Его картины этого периода отличают свежесть замысла и стремление прославить красоту реального мира. Такова, на­пример, «Мадонна Бенуа» (Эрмитаж).
В 30 лет Леонардо посту­пает на службу к правителю Милана в должности, как записано в списке придвор­ных, «художника и инженера герцога». Среди работ этого периода — знаменитая «Мадонна Литта» (Эрмитаж). В трапезной мона­стыря Санта Мария дель Грация около Милана он создает роспись «Тайная вече­ря», принадлежащую к высшим достижениям мирово­го искусства.

Леонардо Да Винчи Мона Лиза Джоконда
Около 1503 г. Леонардо да Винчи пишет прославлен­ный портрет Моны Лизы («Джоконда», в Лувре), воплотивший представление людей эпохи Возрождения о высокой ценности че­ловеческой личности. Как ученый Леонардо да Винчи обогатил почти все отрасли знаний глубокими наблюдениями и проница­тельными догадками. Круг его интересов распространялся на механику и оптику, математику, астрономию и биологию. Известны его инженерные проекты гидро-технических сооружений и летательных аппаратов, металлургических печей и деревообрабатывающих машин, ткацких и печатных станков, так что Леонардо да Винчи совершенно справедливо олицетворяет вклад Италии в мировую культуру.

2 евро Италии
На монете достоинством в 2 евро в качестве прототипа использован выполненный Рафаэлем и находящийся в Ватиканском дворце портрет великого итальянского по­эта Данте Алигьери (1265-1321).
Данте Алигьери родился во Фло­ренции. Свой творческий путь Данте начал с книги на итальянском языке «Новая жизнь», состоящей из стихов и прозаического рассказа о любви поэта к флорентийке Беатри­че, идеализированный образ которой занимает значительное место в его поэзии. Данте был одним из самых просвещенных людей своего времени. Он мечтал популяризировать все отрасли средневекового знания и поэтому большинство своих книг писал не на латинском языке, на котором в то время обычно писались научные сочинения, а на итальянском. Свои публицистические произведения Данте посвящает планам объединения Италии, а в трактате «О народной речи» защищает единый итальянский язык, общий для всех местностей Италии. Процесс создания итальянского литературного языка завершился в вели­чайшем творении Данте — поэме «Божественная комедия», отразившей все стороны жизни итальянского общества того времени и ставшей настоящей поэтической энциклопедией средних веков. В своей поэме Данте воспевает человеческий разум, силу воли, красоту земной жизни, любовь.

Данте
Для Италии Данте прежде всего великий национальный поэт, создатель итальянского литературного языка. Но он не только дал голос возрождающейся культуре собственной страны — после «Божественной комедии» итальянский язык на несколько столетий стал литературным языком Западной Европы. Данте, явившись последним поэтом средневековья и вместе с тем первым поэтом нового времени, оказал огромное влияние на всю миро­вую литературу.